ТОО «ГАСПРОМ» оказывает помощь по разработке декларации безопасности плотины, а также услуги по проведению экспертизы Декларации безопасности плотин.
Согласно Приказа Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 декабря 2015 года № 19-2/1054. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 30 декабря 2015 года № 12660.
Декларация безопасности плотины подлежит экспертизе в организации, аттестованной уполномоченным органом на право проведения работ в области безопасности плотин, за счет средств организации-заявителя.
Декларация безопасности плотины подлежит регистрации в бассейновой инспекции по регулированию использования и охраны водных ресурсов (далее – бассейновая инспекция) для присвоения регистрационного шифра.
Срок регистрации декларации безопасности плотины бассейновой инспекцией составляет не более тридцати календарных дней со дня подачи пакета документов.
Разработка декларации безопасности плотины осуществляется организацией, эксплуатирующей плотину самостоятельно, либо за счет ее средств сторонней аттестованной организацией.
Декларация безопасности плотины содержит:
1) титульный лист;
2) общую информацию, включающую данные о плотине и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями уполномоченных государственных органов (например, по вопросам эксплуатации установленных на плотине грузоподъемных механизмов пожарной сигнализации), основные сведения об эксплуатирующей организации;
3) в качестве приложения к декларации безопасности плотины - паспорт плотины с комплектом общих чертежей: план водохранилища, генеральный план гидроузла, планы и разрезы по сооружениям напорного фронта, ограждающим и защитным дамбам, ситуационный план с результатами расчетов зон затопления, границ зон вредного воздействия на окружающую среду;
4) обоснование технических решений по пропуску паводков заданной обеспеченности через плотину в строительный и эксплуатационный периоды;
5) анализ и оценку безопасности плотин, включая определение возможных источников опасности и его готовности к недопущению и (или) снижению последствий чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей обеспечения безопасности плотины в зависимости от назначения, класса капитальности, особенностей конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности;
6) установленные допустимые значения показателей безопасности плотины на основе расчета на прочность, устойчивость, водонепроницаемость и долговечность;
7) данные натурных наблюдений в период постановки плотины под напор;
8) результаты натурных наблюдений за техническим состоянием сооружений в период эксплуатации с определением критериев безопасности для отдельных конструктивных элементов и уровня безопасности сооружения в целом, а также предложения по уточнению предельно допустимых показателей безопасности;
9) данные о произошедших авариях на плотине и мерах по их устранению;
10) данные о системе охраны объектов и обеспечении их безопасности;
11) план мероприятий эксплуатирующей организации по обеспечению безопасной эксплуатации плотины;
12) информирование населения, уполномоченного органа и бассейновой инспекции, органов внутренних дел, местных исполнительных органов областей (городов республиканского значения, столицы) о возможных и возникших на плотине аварийных ситуациях;
13) оценку декларантом уровня безопасности отдельных узлов и плотины в целом, а также достаточности перечня необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;
14) акт приемки в эксплуатацию законченного строительством или реконструкцией, капитальным ремонтом, восстановлением плотины, в соответствии с действующим законодательством.
Руководитель организации, эксплуатирующей плотину (заказчик проекта), обеспечивает проведение экспертизы безопасности плотины разработанной декларации безопасности плотин в аттестованной организации.
При получении положительного экспертного заключения, декларация безопасности плотины вносится на утверждение руководителю организации, эксплуатирующей плотину (заказчику проекта).
При получении отрицательного экспертного заключения декларация безопасности плотины возвращается в организацию для устранения замечаний и представляется на повторную экспертизу.
В случае изменения условий (внутри плотины и за ее пределами), влияющих на обеспечение безопасности плотины, включая случаи реконструкции, капитального ремонта, восстановления и (или) консервации плотины, декларация безопасности плотины подлежит изменению.
При внесении изменений в декларацию безопасности плотины она подлежит повторной экспертизе и регистрации в бассейновой инспекции в срок не позднее трех месяцев после внесения изменений.
Декларация безопасности плотины разрабатывается не реже одного раза в пять лет, а также независимо от срока подлежит корректировке в следующих случаях:
1) при возникновении опасности снижения уровня надежности сооружения, ухудшении условий предотвращения чрезвычайных ситуаций;
2) после реконструкции, капитального ремонта, восстановления и (или) консервации плотин - до приемки соответствующих строительно-монтажных работ;
3) перед вводом объекта в эксплуатацию;
4) после первых двух лет эксплуатации;
5) при изменении нормативных правовых актов, правил и норм в области безопасности гидротехнических сооружений;
6) после аварийных ситуаций;
7) при выводе из эксплуатации;
8) при изменении условий, определяющих класс плотины.
Декларация безопасности плотины для строящихся плотин разрабатывается до установленного законом срока сдачи сооружения во временную и (или) постоянную эксплуатацию.
Декларация безопасности плотины разрабатывается и оформляется в двух экземплярах на государственном и русском языках, на бумажном и электронном носителях и утверждается первым руководителем организации, эксплуатирующей плотину (заказчик проекта).
Приложение к Правилам, определяющим критерии отнесения плотин к декларируемым
Класс плотин
Класс плотин в зависимости от их высоты и типа грунтов основания
Сооружения | Тип грунтов | Высота сооружений (в метрах) при их классе | |||
I | II | III | IV | ||
1. Плотины из грунтовых материалов | А | более 80 | от 50 до 80 | от 20 до 50 | менее 20 |
Б | более 65 | от 35 до 65 | от 15 до 3 5 | менее 15 | |
В | более 50 | от 25 до 50 | от 15 до 25 | менее 15 | |
2. Плотины бетонные, железо-бетонные | А | более 100 | от 60 до 100 | от 25 до 60 | менее 25 |
Б | более 50 | от 25 до 50 | от 10 до 25 | менее 10 | |
В | более 25 | от 20 до 25 | от 10 до 20 | менее 10 | |
Примечания: |
Класс плотин в зависимости от их социально-экономической ответственности и условий эксплуатации
Объекты гидротехнического строительства | Класс сооружений |
1. Подпорные сооружения гидроузлов при объеме водохранилища (в миллионах кубических метров (м3)): | |
свыше 1000 | I |
от 200 до 1000 | II |
от 50 до 200 | III |
50 и менее | IV |
2. Подвешенная площадь орошения к плотине (в тысячах гектаров (га)): | |
свыше 300 | I |
от 100 до 300 | II |
от 50 до 100 | III |
50 и менее | IV |
3. Водозаборные сооружения, осуществляющие водозабор из водохранилища | |
свыше 200 | I |
от 100 до 200 | II |
от 20 до 100 | III |
менее 20 | IV |
Класс плотин в зависимости от последствий возможных гидродинамических аварий
Класс гидротехнических сооружений | Число постоянно проживающих людей, которые могут пострадать от аварии гидротехнических сооружений (количество человек) | Число людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены при аварии гидротехнических сооружений (количество человек) | Размер возможного материального ущерба без учета убытков владельца гидротехнических сооружений (в миллионах МЗП) | Характеристика территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии гидротехнических сооружений |
I | более 3000 | более 20 000 | более 50 | В пределах территории двух и более областей Республики Казахстан |
II | от 500 до 3000 | от 2000 до 20 000 | от 10 до 50 | В пределах территории одной области Республики Казахстан (двух и более районов) |
III | до 500 | до 2000 | от 1 до 10 | В пределах территории одного района |
IV | менее 1 | В пределах территории одного района | ||
Примечания: |